Диагностика, психопатология и теория Селф как руководство для терапевтических интервенций в гештальт-терапии
Онлайн-курс Бертрама Мюллера
23 января — 6 марта 2023
18:00 — 21:00 (МСК)
Информация о программе
Уважаемые коллеги, мы приглашаем вас на новый курс Бертрама Мюллера.

Диагностика - это специфический способ работы сознания, при котором терапевт пытается обнаружить смысл актуального устройства характерных для клиента способов переживания. Она/он обращается к биографическому и социальному прошлому клиента, а также к своим собственным академическим знаниям и личному жизненному опыту. Какие еще дополнительные знания необходимы для того, чтобы чувствовать себя уверенно при проведении диагностических оценок в случае необходимости?

Гештальт-терапевты стремятся не только поддерживать переживание, но и исследовать уникальность своих клиентов при помощи определенного рода диагностических оценок. Тем не менее, не имея представления о сущностных структурах различных форм творческих приспособлений или расстройств, невозможно уловить уникальность клиента. Уникальность структуры переживаний клиента можно понять только в сравнении с другими: если клиент имеет признаки структуры "пограничного расстройства", терапевт вряд ли поймет уникальность этого человека, не обладая знанием общего профиля пограничного расстройства. Но в каких же случаях нам необходима подобная диагностическая абстракция? И как при помощи терминов теории Селф мы могли бы описать привычную структуру переживания и поведения клиента в сравнении с тем, что определяется, как "пограничное расстройство" при группировании симптомов (согласно ДСМ)?

Диагностика уникальной функциональной или дисфункциональной (патологической) структуры переживания не без оснований считается возможной только в конкретной терапевтической ситуации и сразу после ее возникновения. Такая форма непрерывной рефлексии получила название "Процессной диагностики". Ее преимущество в том, что она позволяет не навешивать на клиента обобщенный диагностический ярлык

Цель диагностической оценки заключается не только в том, чтобы получить представление об индивидуальной функциональной и дисфункциональной структуре переживаний клиента (как при процессной диагностике), но и в том, чтобы на ранней фазе "терапевтического путешествия" получить первую ориентировку и "навигационные подсказки": куда смотреть и чего лучше не делать. Это гипотетическая ориентировка, терапевт может изменить ее позже в соответствии с актуальными фактами и истинами. Типологическая гештальт-диагностика - рабочая гипотеза, полезная особенно в начале терапии и в период "мутной воды". Как выглядит такой набор инструментов гештальт-диагностики, который позволяет организовать терапевтически продуманное вмешательство, направленное на смысл, создаваемый в сотворчестве?

Основное внимание на вебинаре будет уделяться введению в особенности Типологической диагностической навигации при помощи сравнения реально переживаемого и наблюдаемого паттерна клиента с набором общепризнанных типологий, и затем при помощи повторной сверки с феноменологической наблюдаемой реальностью. Также будет рассказано о том, как, вооружившись специфичным для гешталь-терапии теоретическим и практическим инструментарием, погрузиться в процесс осознавания, совместного взаимодействия и оценки, оставаясь открытыми к формирующейся здесь и сейчас фигуре. Речь пойдет о том, как перевести две эти диагностические модели гештальт-терапии в кластеры диагностических руководств, таких как DSM, с тем, чтобы использовать их для общения и обоснования в клиническом контексте.


Формат занятий: все занятия будут проходить в онлайн-режиме и будут представлять собой лекции, презентацию коротких кейсов с их последующим обсуждением, а также, возможно, индивидуальную работу.

Участники получат раздаточные материале по темам вебинаров.

Курс пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский.

Формат курса: 6 вебинаров по 3 часа (24 ак. часа) с синхронным переводом.
Чему Вы научитесь?
  • Как использовать концепцию "Теории Селф" в гештальт-терапии в качестве диагностического "навигационного инструмента", задавая более широкие рамки субъективному осознаванию и спонтанным суждениям, и предлагая структурированный порядок процесса своей терапевтически продуманной интервенции.
  • Почему в гештальт-терапии существует две модели психопатологической оценки – "Процессная диагностика" и "Типологическая диагностика"? Как пользоваться обеими моделями?
  • Как увидеть в моменте "утраты Эго-функции", последующих дисфункциональных состояниях (ретрофлексия, конфлюэнция), специфических формах Ид- и персонэлити функций специфические защитные реактивные образования? Как оказывать диагностически продуманную поддержку клиентам в осознавании дисфункциональности их актуального способа переживания и поведения.
  • Как при помощи специфической номенклатуры гештальт-терапии описать различные дисфункциональные механизмы и привычные фиксированные структуры переживания и поведения (патологические расстройства). Это будет продемонстрировано на примере хрестоматийных "патологических паттернов", таких как: гистрионные, обсессивные, хронические тревожные, нарциссические, пограничные расстройства и др.
  • В чем преимущество концепций гештальт-диагностики по сравнению с другими формами психодиагностики?
  • Что нужно делать и не делать, работая с клиентами с различными формами "дисфункциональной структуры переживания", в клиническом контексте известными как пограничные, гистрионные, нарциссические и т.д. расстройства.
  • Как совместно с клиентом создавать индивидуально настроенные терапевтические интервенции, прошедшие фильтр профессиональных научных и диагностический соображений, а также соотнесенные с собственным профессиональным терапевтическим опытом и опытом коллег.
  • Как научиться обсуждать с коллегами из других терапевтических школ психические и психиатрические феномены с помощью гештальт-терапевтического, психоаналитического или основанного на симптоматике (как DSM) "диагностического языка".
  • График
    Вебинары будут проходить по понедельникам, с 18:00 до 21:00 (с последующим предоставлением записей).
  • 24 ак. часа
    6 вебинаров по 3 астр. часа.

  • Сертификат
    Электронный сертификат выдается по результатам участия.
  • Записи
    Записи на русском языке буду доступны для просмотра бессрочно.
  • Синхронный перевод
    Мы пригласили профессиональных синхронных переводчиков, которые обеспечат высокий уровень понимания материала.
  • Онлайн-участие
    Доступно из любой точки мира.
Бертрам Мюллер
дипломированный психотерапевт, гештальт-терапевт, ведет частную практику в Дюссельдорфе, как гештальт-тренер и супервизор работает в Германии и за рубежом, в таких странах, как Италия, Нидерланды, Мальта, Сербия, Хорватия, Украина и Россия. Имеет ученые степени по философии, протестантской теологии (1972) и психологии/психотерапии (Dipl.Psych.1978). С 1972 года обучался гештальт-терапии в Европе и США, в том числе у Иши Блумберга, Джима Симкина, Боба Мартина, Эрвина и Мириам Полстер, Изидора Фромма (1977-1982). Был одним из со-основателей "Института гештальт-терапии" в Дюссельдорфе (IfG), вице-президент-основатель "Немецкой ассоциации гештальт-терапии" (DVG) и президент-основатель "Немецкой ассоциации Отто Ранка". Основатель и художественный руководитель (1979-2013) Танцевального дома Северного Рейна/Вестфалии (Tanzhaus NRW), первый президент Европейской сети танцевальных домов (EDN). Удостоен звания "Кавалер искусств и литературы" (1991) министром культуры Франции Жак Ланг и Национальной немецкой танцевальной премией (Deutsche Tanzpreis) 2014. Опубликовал статьи по следующим темам: Гештальт-теория Селф и диагностики; гештальт-методология и этика, в гештальт-образовании и коучинге; а также статьи, посвященные концепциям творческой воли О. Ранка, обучению у И. Фромма; развитию личности художника.
Программа и расписание курса
Вебинар №1. Введение в понимание смысла различных диагностических концепций гештальт-терапии и диагностически осмысленных интервенций

23 января с 18:00 до 21:00 (МСК)
Диагностика является не только попыткой получить представление о том, как функционируют психическая структура и динамика клиента. В книге "Гештальт-терапия. Возбуждение и рост в человеческой личности" (1951) Перлз и др. упоминают два вида режимов диганостики: "Процессная диагностика" и "Типологическая диагностика", обладающих разными характером и механизмом (см. гл. 15.2). Ни один из них не был проработан Перлзом и др. Вебинар будет посвящен различному содержанию, различным формам и возможностям этих двух "прообразов" диагностических режимов, а также дальнейшему развитию основных принципов диагностики в гештальт-терапии.

Утверждение, что "диагноз и терапия есть один и тот же процесс" (там же) привело к тому, что приоритет в гештальт-сообществе был отдан "процессной диагностике", и это имело далеко идущие последствия для дальнейшего развития терапевтической практики и признания ее в клинических контекстах. В наилучшем случае мы научимся использовать все три различные формы диагностических оценок, основанных либо: а) на наблюдении за происходящим процессом, б) на фокусированном наблюдении за проявляющимися структурами трехчастного Селф, осмысляя также и те из них, что обладают типологическими диагностическими паттернами, и в) на сравнении категоризированных кластеров симптомов (как в DSM). Также может оказаться полезным умение сообщить результаты своей оценки коллегам с другим теоретическим образованием.
Вебинар №2. Обзор "Теории Селф": Терминология гештальт-терапии, относящаяся к диагностической оценке

30 января с 18:00 до 21:00 (МСК)
Понимание смысла терминологии "теории Селф" и способность применять ее на практике - необходимое условие любой гештальт-диагностической оценки и любой терапевтической сессии, основанной на дифференциально-диагностических соображениях. Почему состояние осознавания и эстетического восприятия являются средством терапии? Как так выходит, что внимание к чувствам становится средством терапевтического познания? Почему, помимо методологии сфокусированного осознавания, нам необходима также и техника управляемого повторения, позволяющая закрепить новые инсайты в мозгу?

Что мы имеем ввиду, когда фокусируем диагностику на трех аспектах (Ид, Эго, персонэлити) и режимах (конфлюэнция, ретрофлексия) Селф? Какое преимущество дает нам разграничение понятий персонэлити и понятий функции персонэлити и модуляций Селф (конфлюэнция и дисфункциональной конфлюэнции и т.д.)? Как они формируют специфическую привычную структуру или "типологию" Сэлф, обозначаемую привычными нарциссическими, гистрионными, пограничными и тревожными структурами переживания и т.д.? Как это помогает организовать порядок, фокус и темп терапевтической интервенции?
Вебинар №3. Что мы подразумеваем под нарциссической или пограничной структурой переживания? Как оказать поддержку в преодолении присущих им фиксаций

6 февраля с 18:00 до 21:00 (МСК)
Существует бесчисленное множество вариантов типологий и типичных поведенческих проявлений, подпадающих под понятие "нарциссизм" или "пограничное состояние". Согласно первым предварительным идеям типологической гештальт-терапевтической диагностики И.Фрома (ведущего гештальт-тренера 1-го поколения): суть "нарциссической структуры переживания Селф" заключается в привычной дисфункциональной ретрофлексии в фазе полного контакта, когда "Я и Ты" переживается как находящееся под угрозой при переходе к "Мы". (условно говоря: избегание слияния со значимым человеком во время фазы полного контакта). Что означает такая диагностическая гипотеза в качестве руководства для терапевтических интервенций? Каковы потенциальные приобретенные в процессе развития тревожные способы переживания, возможно ставшие причиной формирования привычных дисфункциональных реакций в детстве? Какие различные формы (симптоматика) нарциссического (или пограничного) поведения вытекают из одной и той же привычной нарушенной структуры переживания? Какое преимущество дает нам фокусировка непосредственно на нарушенной структуре (функции Ид и персонэлити) Селф, вместо концентрации внимания на понятиях контроля и изменения симптомов, или на выявлении опыта прошлого?
    Вебинар №4. Как оценить структуру гистрионных и обсессивных переживаний, и как поддержать преодоление привычных им форм фиксаций

    13 февраля с 18:00 до 21:00 (МСК)
    Этот вебинар будет посвящен тому, как выявить привычный гистрионный паттерн и его "аналог" - обсессивный/ингибированный паттерн переживания. Какова типичная структура разнообразных режимов таких паттернов (дисфункциональное слияние или ретрофлексия) и аспектов (Ид/Эго/персонэлити) трехчастного Я? Каковы типичные физические, эмоциональные и поведенческие признаки гистрионного переживания? Где в нашем обществе мы можем их обнаружить? Каковы возможные приобретенные в ходе развития тревожные способы переживания, приведшие к формированию привычных дисфункциональных реакций в детстве? Какие разнообразные формы (симптоматика) гистрионного и обсессивного/ингибирующего поведения вытекают из привычной нарушенной структуры переживания? Как помочь клиенту преодолеть состояние привычного слишком сильного слияния (гистрионное) или слишком сильной ретрофлексии (обсессивное) и прийти к состоянию дифференциации или к более или менее спонтанному взаимодействию?
    Вебинар №5. Тревожные расстройства

    20 февраля с 18:00 до 21:00 (МСК)
    Диагностировать тревожные расстройства обычно несложно. Но каковы основные органические, неврологические и психические предпосылки этих самых больших пут человечества? Чем отличается страх от функциональной и дисфункциональной тревоги? Что полезно знать, чтобы обнаружить, распознать "триггеры" и найти поддерживающие паттерн "чары", чтобы научиться контролировать затапливающую тревогу и преодолевать панические атаки? Когда и как возникающее волнение переходит в тревогу? Что общего между различными вариантами тревоги? Чем они отличаются? Какой неврологический и психический механизм мешает спонтанному процессу установления контакта и уходу? На какой аспект трехчастного Я (Ид, Эго, Персонэлити) нужно обратить особое внимание, чтобы контролировать дисфункциональную тревогу? Что мы можем сделать, основываясь на дифференциально-диагностической оценке, чтобы перевести различные формы тревоги в возбуждение?
    Вебинар №6. Иные формы дисфункциональной структуры переживания, а также конкретные терапевтические техники по преодолению привычных фиксаций

    6 марта с 18:00 до 21:00 (МСК)
    Замысел 6-го вебинара состоит в том, чтобы донести смысл и научить пользоваться "Типологической диагностической моделью", основанной на теории Селф и направленной на выявление различных дисфункциональных паттернов переживания и поведения; научить использовать эту модель в качестве руководства по "терапевтическому путешествию", в котором расстворяются дисфункциональные фиксации. Данный вебинар ставит своей целью - дать возможность углубиться в искусство применения диагностической модели, а также помочь осмыслить и резюмировать материал всех шести вебинаров.
    Стоимость обучения и оплата
    Здесь Вы можете оплатить курс. Любые вопросы направляйте, пожалуйста, на почту webinar.migip@gmail.com
    Полный курс
    11890 руб.
    • 6 вебинара (24 ак. часов)
    • Онлайн-участие
    • Синхронный перевод
    • Общение с преподавателем и коллегами
    • Раздаточные материалы на русском языке
    • Сертификат о пройденном курсе
    Оплатить
    Нажимая на кнопку, Вы подтверждаете ознакомление с соглашением и даете согласие на обработку персональных данных, а также соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
    КОНТАКТЫ
    Есть вопросы? Пишите или звоните

    webinar@migip.ru
    +7-925-420-29-12

    Made on
    Tilda